Правительство придумало новую меру сдерживания цен на бензин

Правительство придумало новую меру сдерживания цен на бензин

Предотвратить подорожание призвано изменение демпфера

Правительство придумало дополнительную меру, чтобы не допустить резких скачков цен на бензин. В Госдуму внесен законопроект о корректировке параметров топливного демпфера — механизма, позволяющего удерживать цены в пределах инфляции. Это решение продиктовано сложившимися макроэкономическими реалиями: из-за дорогой нефти и слабого рубля нефтяным компаниям выгоднее экспортировать сырье. Что, в свою очередь, сужает предложение на внутреннем рынке и подхлестывает цены на АЗС.

Фото: pixabay.com

В общих чертах демпфирующий механизм выглядит так: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри РФ. А если внутренние цены выше экспортных, то нефтяники делятся с бюджетом частью своей сверхприбыли от продаж топлива в России. Нынешний законопроект предлагает увеличить коэффициент компенсации между экспортной ценой (Netback) и индикативной (оптовая цена, которую устанавливает правительство): для бензинов — с 0,68 до 0,83, а для дизтоплива — с 0,65 до 0,83. В лучшем случае, мера заработает с 1 апреля 2022 года

По оценкам Независимого топливного союза, рост оптовых цены на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май-июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, но по согласованию с властями нефтяники сдерживают их на своих АЗС в пределах инфляции. Независимые владельцы автозаправок вынуждены поступать так же, чтобы не растерять клиентов. Между тем, согласно данным Росстата, за прошлый год бензин подорожал в рознице на 8,84%, превысив общую инфляцию, которая составила 8,39%. Для сравнения: в 2020 году потребительские цены на него выросли на 2,5%, что значительно ниже тогдашнего уровня инфляции (4,9%).

«Перенастройка демпфера может привести к тому, что биржевые котировки в оптовом звене не будут расти темпами прошлого года, — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — В 2021-м оптовые цены постоянно опережали розничные, а АЗС несли убытки, поскольку не желали ввязываться в гонку. В среднем, небольшие компании теряли порядка 1,5-2 рублей на каждом проданном литре бензина. Только ВИНКи (вертикально-интегрированные компании) могли сглаживать эти колебания за счет внушительного запаса прочности».

Если параметры демпфера будут изменены, то оптовые цены наверняка снизятся, отмечает Деев. И тогда хозяевам автозаправовок будет незачем пересматривать свою ценовую политику, а стоимость бензина если и вырастет в течение года, то незначительно.

«С начала 2022 года бензин практически не дорожает, и это стандартная ситуация для зимнего периода: АИ-95 в среднем по России стоит сейчас около 53 рублей за литр, АИ-92 — около 48 рублей, — рассказывает старший аналитик компании Esperio Антон Быков. — Настоящая активность на топливном рынке начинается в марте, одновременно с оживлением экономики и ростом спроса на бензин и дизтопливо. Именно тогда и стоит ждать ценовых скачков. Честно говоря, тревожно наблюдать за событиями февраля, с его геополитическими рисками для курса рубля, а значит, и для бензина. Анонсированных мер явно недостаточно, чтобы предотвратить рост цен».

По словам Быкова, уже сейчас рыночные индикаторы сигнализируют об опасности: с начала года мы видим безумный рост экспортной цены, по бензину он превышает 30%, при том, что оптовые цены стоят на месте. Таким образом, для нефтяников существует огромный соблазн — продавать топливо за границу на 40% дороже. Естественно, никакой демпферный механизм такой разлет компенсировать не способен. А если к этому добавится серьезное ослабление курса национальной валюты, то весной может повториться история 2018 года, когда цены на бензин за несколько месяцев взлетели на 7-8%.

«Механизм демпфера в целом себя оправдывает, позволяя сглаживать цены на длинной дистанции, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Однако в силу своей громоздкости он не вполне гибко реагирует на краткосрочные изменения на рынке нефти. Скорее всего, стоимость бензина будет идти вровень с инфляцией и до конца года вырастет максимум на 6%. В январе инфляция не дотянула до 1%, при этом бензин подорожал на 0,92%, дизельное топливо — на 1,7%».

Вместе с тем, напоминает собеседник «МК», в рамках топливной темы остается один болезненный нерешенный вопрос. Речь идет о компенсации авиаперевозчикам за дорожающий керосин. Эта проблема ведет к росту стоимости каждого рейса и, соответственно, билетов. А государству рано или поздно придется субсидировать авиаперевозки. К сожалению, резюмирует Масленников, действующая в нефтяной отрасли система ценообразования напоминает лоскутное одеяло: куча нестыкующихся друг с другом норм, а единого пакетного решения нет.

Источник

«Мы же команда»: почему эта манипуляция не работает в бизнесе ЗПИФН: краткое руководство для начинающих